Россия учтет опыт Ирана при использовании транспорта на газе

В ближайшие пять российские госкомпании активизируют усилия в вопросе перевода автомобильного транспорта на газомоторное топливо. Как отмечает эксперт Центра отраслевой экономики НИФИ Андрей Гордеев, при использовании транспорта на газе Россия учтет опыт Ирана, где газ является очень популярным видом топлива.

Россия учтет опыт Ирана при использовании транспорта на газе

Перевод автомобильного транспорта на газ

На совещании с профильными ведомствами вице-премьер РФ Дмитрий Козак дал указание госкомпаниям перевести автомобильный транспорт на газ. Как сообщает РБК, речь идет о компаниях в долей государства более 50%. В течение пяти лет, начиная с 2019 года, они будут закупать автомобили и спецтехнику, работающие на газу, чтобы переоборудовать свои автопарки. Этот процесс должен быть синхронизирован с вводом новых газовых заправок в регионах.

Начать активно использовать газ предлагается и «Российским железным дорогам». В рамках долгосрочной программы развития РЖД предусмотрено строительство заправок с газомоторным топливом вдоль железнодорожных путей, а также увеличение количества магистральных газотурбовозов и маневровых газотепловозов.

«Программа перевода транспорта на газомоторное топливо была принята достаточно давно, курирует ее «Газпром». Предполагается на базе мощностей «Газпрома» развернуть всю инфраструктуру и увеличить долю транспорта, использующего газомоторное топливо. Среди населения, скорее всего, такого широкого распространения программа не получит.

Все-таки за прошедшие годы существенного скачка здесь не произошло. Внимание на эту проблематику мы обратили уже в этом году, поскольку отмечался рост цен на бензин, но в некоторых субъектах страны существенный рост показало и газомоторное топливо. В то же время сейчас цены немного откатились», — отмечает эксперт ФБА «Экономика сегодня».

С точки зрения экономии использование природного газа вместо бензина выглядит гораздо привлекательнее и для бизнеса и для компаний. Кубометр метана за заправках «Газпрома» стоит около 15 рублей, в то время как литр бензина на московских заправках от 42 до 46 рублей.

Россия учтет опыт Ирана при использовании транспорта на газе

Опыт Ирана при переходе на газ

Значительной экономию называет и Андрей Гордеев, но в то же время он отмечает, что большая часть затрат связана с переоборудованием. В некоторых районах часть затрат на эти цели субсидируется на муниципальном уровне, но в основном к переходу на газ стремятся владельцы спецтехники, а не автолюбители. По словам эксперта, газ  в качестве топлива очень популярен в Иране, и России следует присмотреть к опыту этой страны.

Обладая крупнейшими запасами природного газа, Иран за последнее десятилетие существенно увеличил использование транспорта на альтернативном топливе. Например, иранские власти предоставляют местным предприятиям, использующим природный газ в качестве топлива, преимущественные права на получение муниципального заказа, а также освобождают от таможенных пошлин при использовании импортного газозаправочного оборудования. В итоге с 2006 по 2014 год Ирану удалось перевести на газ дополнительно 1,6 млн транспортных средств, увеличив рост его потребления внутри страны до 6 млрд кубов.

В Качестве примера можно привести и Бразилию. Как отмечает преподаватель финансового университета РФ Станислав Митрахович, в Бразилии существует инфраструктура для заправки автомобилей, работающих на смеси бензина и этанола, который производится из тростника. Мировой опыт свидетельствует о том, что перевод транспорта на газомоторное топливо является приоритетным вектором в части обеспечения устойчивого развития и экологической безопасности страны. И России нужно делать также, то есть извлекать плюсы из наших возможностей, увеличивая потребление газа на внутреннем рынке.

«Власти могут переводить на газ не только спецтехнику, но и муниципальный транспорт, в том числе осуществляющий пассажирские перевозки. В регионе что-то подобное уже происходит, закупаются автомобили на газе. Единственным сдерживающим фактором остается неразвитая инфраструктура, поэтому необходимо увеличивать сеть заправок.

Причем каких-то технических сложностей с использование газа даже в северных широтах возникнуть не должно. Более того, процесс перевода транспорта на газ уже запущен в Сибири – туда покупается и общественный транспорт, и техника для уборки улиц», — резюмирует Андрей Гордеев.

Автор:
Андрей Петров

rueconomics.ru