На ситуацию в российской экономике в начале 2019 года будут влиять неопределенность, вызванная ожиданием новых санкций, а также ожидания того, как будут реализовываться национальные проекты. Об этом рассказал эксперт ФБА «Экономика сегодня» Юрий Симачев.
Начало следующего 2019 года станет непростым периодом для экономики России в силу внутренних и внешних причин. Об этом заявил министр экономического развития РФ Максим Орешкин.
«Самый сложный период для экономической динамики — это начало 2019 года. Здесь целый комплекс факторов у нас сейчас сходится: это и непростая глобальная ситуация, волатильность на сырьевых рынках, снижение спроса на российскую экспортную продукцию в целом из-за замедления глобальной экономики», — сказал глава ведомства.
Что до внутренних факторов, Орешкин отметил повышение НДС, «который отъест часть в том числе потребительского спроса».
«Политика ЦБ по сдерживанию возможных рисков усиления инфляционного давления в будущем тоже будет сдерживающим образом влиять на экономическую динамику, на кредитование в начале 2019 года», — добавил также министр.
Сегодня Банк России сообщил, что ожидает роста инфляции в первой половине следующего года — с текущих четырех до шести процентов в годовом измерении.
Неопределенность как главный фактор
На первое место среди внешних вызовов директор по экономической политике ВШЭ Юрий Симачев ставит санкции, причем речь идет не о масштабах этих санкций, а об ожидании их по факту. Неопределенность — будут, не будут, кого и чего коснутся — усложняет положение, вынуждает откладывать те же инвестиционные планы, говорит эксперт.
Следующий фактор — общее ужесточение денежной политики в мире, и, как следствие, трудности с доступом к финансовым ресурсам. Еще один фактор — неясность последствий торгового конфликта США и Китая.
«Что до внутренних факторов, я бы на первое место поставил некоторую неопределенность того, как на практике — на уровне конкретного предприятия, на уровне конкретного игрока в экономике — будут реализованы национальные проекты. Второй пункт — НДС, который станет поводом для многих игроков бизнеса сыграть на ценах. Надо будет удерживать инфляцию в приемлемых значениях», — сказал Юрий Симачев.
В принципе, если инфляция подрастет на 1-2 процентных пункта, ничего страшного не случится, отметил эксперт: «Нет необходимости сражаться с любым отклонением по инфляции».
Таким образом, подытожил Симачев, главными вызовами для российской экономики в ближайшее время станет неопределенность, как внешняя, так и внутренняя. Соответственно, реализация важнейшего, национальных проектов, придаст большую ясность экономическому процессу.
«Терпимые» трудности
В любом случае трудности, о которых говорит Орешкин, будут, по словам эксперта, «терпимыми». Собственно, в этом периоде мы уже существуем, просто это требует более пристального внимания к тому, что происходит, заметил он.
«В этой ситуации система для принятия решений становится более сложной, более многомерной. Прямолинейные решения, „ в лоб“, становятся невозможными. Например, в ракурсе санкций-контрсанкций прямые решения могут быть вредными — то же самое ответное сокращение импорта. Должна быть умная логика и того, как реагировать на то же противостояние США и Китая», — сказал Юрий Симачев.
В середине декабря председатель Банка России Эльвира Набиуллина заявила о возможном замедлении роста инфляции во втором-третьем квартале следующего года. Набиуллина подчеркнула, что о конкретных цифрах говорить пока рано. По предварительным данным, в марте-апреле инфляция на пике может достичь 6%, однако это повышение будет временным.
«Опережающая реакция денежно-кредитной политики позволит ограничить вторичные эффекты и обеспечит снижение инфляции», — заявила глава ЦБ.
Начиная с мая, рост показателей замедлится до 4%. При этом, добавила Набиуллина, инфляционные ожидания остаются «незаякоренными». Это в свою очередь, повышает вероятность их роста. Причиной может стать, в том числе, увеличение размера НДС до 20%.
Автор:
Игорь Скрыпач